Главная / Блог и Новости / Сбербанк выходит из зоны комфорта

Сбербанк выходит из зоны комфорта

В конце мая произошло событие, которое ожидали игроки банковского сектора. Главный банк страны, Сбербанк, после штрафов, перепалки со своим акционером (на тот еще момент) - Банком России, наконец-то открыл доступ своим клиентам к сервису перевода денежных средств через Систему Быстрых Платежей, которую ЦБ РФ так настойчиво и последовательно внедряет.

Система Быстрых Платежей создавалась, чтобы ограничить монополию платежных систем Visa и Mastercard на рынке переводов и платежей, а также уравнять возможности игроков финансового сектора с точки зрения предоставления своим клиентам: физическим и юридическим лицам, - качественного и быстрого сервиса по обороту денежными средствами.

Подключение к Системе Быстрых Платежей Сбербанка, мы надеемся, означает начало конца его монопольного существования на рынке денежных переводов между физическими лицами, а также приведет к снижению комиссии за переводы внутри Сбербанка. Один только "роуминг" переводов внутри самого Сбербанка вызывал негодование участников рынка, но с 14 июня 2020 г., в силу закона, и он отменен, а на деле еще с 1 апреля, по собственной инициативе банка. Взамен были введены комиссии на переводы свыше 50 000 руб. в месяц в размере 1%, но не более 1000 руб.

Сопротивление Сбербанка относительно присоединения к СБП легко понять - комиссия за переводы составляла значительные суммы, гораздо большие за один только операционный день, чем штраф ЦБ за неприсоединение к СБП.

Эксперты "АйДи-Финансовые технологии" решили разобраться с тем, каким же образом на деле Сбербанк предоставил доступ своим клиентам к переводам через СБП.

Любопытно, но сам Сбербанк никак не анонсировал данное событие. Дошло до того, что ведущие игроки рынка через свои соцсети начали над ним подтрунивать. В плане реализации, доступ клиентам Сбербанка к СБП оказался в том же русле: труднодоступность и неудобство. И вот почему.

Чтобы начать переводить и получать средства через СБП необходимо в мобильном приложении: 1) зайти в свой профиль, 2) перейти в настройки, 3) далее в раздел Соглашения, 4) выбрать Систему Быстрых Платежей 5) наконец подключить возможность входящих и исходящих переводов. Согласитесь, интуитивно понятным это вряд ли можно назвать.

По сути, переводы через СБП - это переводы по простому и удобному идентификатору: номеру телефона. Все физлица, кто через свое мобильное приложение изъявил о желании участвовать в обмене средствами через СБП, могут переводить деньги друг-другу, указывая только один лишь номер. А что сделал Сбербанк для этого? Он вынес возможность переводов по номеру телефона в самый "подвал" меню своего мобильного приложения и назвал таким образом, что догадается о наличии возможности только человек знакомый с новостями рынка. Надо отдать должное, что амбициозный Тинькофф Банк, например, сделал интерфейс для переводов по СБП гораздо удобнее, разместив в первой линии возможность переводов по номеру телефона.

Мобильное приложение Сбербанка

Мобильное приложение Тинькофф Банка

Если осуществлять обычный для Сбербанка перевод "Клиенту Сбербанка", то при вводе номера происходит автоматический выбор имени из телефонной книги, подходящего введенным цифрам. При осуществлении перевода через СБП на такой функции, видимо, решили сэкономить, однако возможность выбора номера из телефонной книги осталась, хоть и не так очевидна, с первого взгляда.

Если же найти совершенный платеж в истории операций, то Сбербанк не предложит его повторить, как любой другой перевод - всю процедуру придется проделать заново. Эта "экономия" функциональности также говорит не в пользу банка.

И последнее. Сбербанк установил лимит дневных операций по СБП в размере 50 000 руб. в день. Другие банки таких низких ограничений не ставили, при том, что комиссии за переводы по СБП минимальны, а до 100 000 руб. в месяц - комиссия не взимается в принципе.

В книге "Слон на танцполе. Как Герман Греф и его команда учат Сбербанк танцевать" описано, как из неповоротливого наследника советской эпохи создавался современный и удобный для клиентов банк. Кажется, что сейчас, в погоне за комиссионной выручкой, при присоединении банка к СБП Герман Греф и его команда отступили от тех принципов и шагнули немного назад, в сторону, обратную от движения рынка и ожиданий клиентов.